«Информационный поток, который образовывается вокруг нас, бывает, подчас, негативным. С ним сложно справиться. Приходя в театр, люди должны отключиться от этого и получать чистые и светлые эмоции от искусства. Пусть я через танец подействую лишь на нескольких людей в зале, но это мой личный вклад в их жизни и первостепенная цель на сегодняшний день».
Что, если не балет? Как бы сложилась ваша жизнь?
Я часто задавалась этим вопросом. Для нас, балетных артистов, выбор отпадает очень рано, времени «на подумать» нет. В 10 лет ты приходишь в хореографическое училище, и, если все складывается удачно, ты понимаешь, что балет становится твоей профессией. В не специализированном учебном заведении, напротив, открыт полный спектр возможностей. Я бы однозначно выбрала что-то творческое. Например, сейчас я планирую продолжить обучение, но уже в организаторской сфере. Мне нравится общаться с творческими людьми и пробовать объединять их, создавать что-то новое и преподносить это публике.
В одном интервью вы говорили о том, что, решая отдать вас в балет, мама руководствовалась желанием воплотить свою мечту. Не считаете ли вы, что это эгоистично?
Отчасти это и вправду эгоистично. Благо в моей истории все закончилось счастливо, и любовь к балету рождалась, пусть и поэтапно. Поступая в первый класс школы, я ни разу не видела балетного спектакля.
Если бы вам не понравилось? Дали бы возможность уйти?
Сложно представить такую ситуацию. Думаю, меня бы уговаривали попробовать еще.
И будете ли вы настаивать на том, чтобы ваш ребенок непременно танцевал? Или наоборот?
Все зависит от наличия данных и желания. Настаивать, конечно, не буду, но почему бы не попытать судьбу? На родителях лежит глобальная миссия помочь ребенку раскрыть талант. Нужно давать возможность пробовать себя во всем и таким образом найти подходящее занятие.
Вы учились в двух балетных школах. Вы себя ощущаете воспитанницей Минска или Москвы?
Я очень благодарна Минску. Именно там произошло мое становление. Педагоги, которые со мной работали, привили любовь к профессии. Москву я считаю вторым домом. Здесь я повзрослела, здесь стала артисткой, здесь закалились черты моего характера.
Раз речь зашла об учебе. Какие дисциплины вам давались проще, а над какими приходилось работать гораздо больше во время обучения?
Со мной до сих пор играет злую шутку синдром отличницы. (улыбается)
Я любила учиться. В детстве мне хорошо давались физика и математика, также я люблю читать, в МГАХе (прим. ред. Московская государственная академия хореографии) интересовалась философией и психологией. Сейчас я думаю, как лучше построить процесс получения еще одного образования, потому что мне явно этого не хватает. Обучение чему-либо очень дисциплинирует и помогает урегулировать распорядок жизни. Сейчас все очень хаотично, я даже разбрасываюсь, желая все и сразу попробовать.
Что больше нравится, учиться танцевать или танцевать? Быть вечной студенткой или театральной артисткой?
В академии повсюду рамки. Важна выучка, чистота исполнения, техника. Понятию «балеринская подача» я не придавала столько значения, сколько сейчас. В школе о нем даже не говорят. В театре есть пространство для самовыражения. Ставки делаются на индивидуальность, просто техникой никого не удивишь. Школьные наработки должны оставаться, безусловно, но способность раскрыть себя на сцене должна идти рука об руку с тем, о чем я сказала выше. Эту способность получается развить именно в театре. Поэтому сейчас мне очень интересно работать.
Вы уже 6 лет танцуете в одном театре. Не хочется ли время от времени перемен?
Если я найду место, где я буду более востребована, и где я найду новые пути для развития, то буду менять театр. Но пока я здесь, я пытаюсь совершенствоваться, находить что-то новое. Жизнь расставит все по местам, главное не переставать гореть, несмотря на сложности. Если раньше служили в театре, а театр был сильно благодарен за это артисту, то сегодня все ищут место под солнцем. Многие кочуют из театра в театр, и в этом нет ничего плохого.
Любимый балет из репертуара театра?
Конечно, любимые спектакли — твои ведущие спектакли. Классический репертуар в театре сократился, но из любимого остались «Дон Кихот», «Сильфида», «Щелкунчик», «Снегурочка». Сложно выбрать один. Они разные, раскрывают тебя по-разному, в каждом из них создается уникальная история.
Вы не хотите преподавать?
Пока не хочу, душа не лежит. Это огромная ответственность, ты влияешь на судьбы студентов. На постоянной основе точно нет, что касается мастер-классов и работы с кем-то из артистов, то можно попробовать, но попозже.
Что из современных постановок вы бы сейчас станцевали?
Я не против пробовать новое, но я глубоко убеждена, что классику танцевать сложнее, как бы современная постановка не была наворочена. Человек при определенных физических данных и без балетного образования сможет станцевать нечто подобное, а классику нет. Поэтому сейчас для меня первостепенно наращивать именно классический репертуар.
Как проходит ваш день до спектакля?
Встаю я рано, часы до работы идут на настройку духа. Люблю почитать, провести время в кофейне. Если есть силы, иду на пилатес или на йогу, которые помогают стабилизировать тело. К 11 часам утра иду на класс, его не пропускаю. После класса репетиция, далее перерыв несколько часов до спектакля. В перерыв стараюсь успеть попасть домой и поспать. Ничего специфического.
Есть ли ритуал перед выходом на сцену?
У артистов много суеверий. Забыла посмотреться в зеркало, обязательно постучать по сцене, не поднимать упавшие шпильки и много всего другого. Сейчас я избавилась от любых суеверий и обращаю внимание на психологическое состояние перед выходом на сцену, а не на пустяки. Важно быть внутренне спокойной, позитивно настроенной.
Бывает, что спектакль не заладился с первых мгновений?
Бывает, конечно. Но, как правило, я собираюсь еще быстрее. Поскользнулась или упала? На меня это действует отрезвляюще и помогает вмиг мобилизоваться.
Как вам театр сегодня? Несложно заметить, что он очень осовременился.
Действительно, театр очень сильно поменялся. Это вызвало разные реакции среди педагогов и труппы. Я постаралась остаться в этой ситуации непредвзятой и адаптироваться к происходящему. Я приверженка классики, потому что на ней воспитывалась, тем не менее люблю и современный танец. Открывая его мир, я отмечаю подходы, которые применяю потом и в классическом танце. Нас не воспитывали в училище универсальными артистами, телу необходимо время для переключения с классики на современный танец, и наоборот. А у нас сейчас происходит так, что нужно сразу с одного стиля на другой перестраиваться. Это вызов для каждого артиста, и нужно уметь работать и в таких условиях. Мы приспосабливаемся и стараемся изо всех сил. Это отличный опыт для физического ощущения и ментального состояния артиста.
Пофантазируем. Перед вами Настя 2012 года и Настя современная. Что в вас изменилось и что осталось неизменным?
Изменилось многое. В школе мне было проще. Одна цель – выпуск. Не приходится прогнозировать будущее, решать вопросы, переживать. Было проще совладать со своим эмоциональным состоянием. А в театре понимаешь, что многие вещи просто-напросто от тебя не зависят, иногда бывает сложно сдерживать амбиции. В этом плане жизнь стала сложнее. Я осталась такой же позитивной и открытой, какой была раньше, но мои розовые очки иногда спадают, хотя я тут же их поправляю на место. Я хочу верить в сказки, верить, что добро побеждает зло и рассказывать это на сцене. Иногда ты понимаешь, что реальность сильнее твоих иллюзий, но я стараюсь представлять, что все воплотимо!
Интервью Елизавета Емелькина
Фото Анастасия Сеникова
Стилист Диана Клочко
MUAH Надя Глебова