Откуда только ни приехали в Петербург почитатели мэтра. Театр Бориса Эйфмана знают и любят во всем мире: от Нью-Йорка до Токио, от Сиднея до Москвы. Основатель психологического балета и собственного неповторимого стиля пригласил на юбилей преданных поклонников труппы и тех, без кого не состоялся бы триумф – танцовщиков и балерин, которые исполняли созданные им партии в разное время существования театра.
Концерт под названием «Вчера. Сегодня. Завтра» начался при включенном в зале свете. Под всеобщие овации к зрителям выходили артисты всех поколений театра. Валентина Морозова, Ольга Калмыкова, Валерий Михайловский, Вера Арбузова, Юрий Смекалова, Алексей Турко – лишь некоторые имена солистов, которые смогли приехать на грандиозное событие. Завершали праздничный поклон ученики Академии танца. Большая сцена Александринского театра была полностью заполнена соратниками Бориса Эйфмана, от чего даже мэтр с трудом сдерживал слезы (что уж говорить о зрителях!).
Первое отделение спектакля было полностью посвящено будущему театра: ученики Академии танца исполняли классические номера из спектаклей Бориса Эйфмана и одноактные балеты педагогов театра – «Вальс» Ирины Кузнецовой, «Дриады» Елены Кузьминой и «Черное золото» Константина Кейхеля. Здесь была и классическая хореография, и неоклассика, и современный танец. Юные артисты, которые безусловно трогательно нервничали – шутка ли: в зале столько прославленных предшественников, – показывали мастерство и универсальные возможности своей пластики. Закрывалась же первая часть фрагментом из балета «Красная Жизель», в котором воспитанники Академии символично встретились с артистами труппы – Дарьей Резник и Олегом Марковым в главных партиях.
Из второго акта было решено сделать гала. Мария Абашова, Олег Габышев, Любовь Андреева, Сергей Волобуев, Дмитрий Фишер, Дарья Резник исполняли фрагменты из спектаклей Бориса Эйфмана, среди которых – «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», Up&Down. Отдельным сюрпризом стала премьера постановки Олега Габышева «Метель» на музыку Чайковского и одноименного романса Свиридова. Несмотря на то, что хореограф здесь делает акцент на более абстрактной пластике, отличной от того, что он сам исполняет в театре, балет все же создан по канонам философии Бориса Эйфмана. Получилась настоящая психологическая драма в чеховском и толстовском духе. Как и принято в спектаклях учителя, Олег Габышев показывает синтез классики, русской культуры и раскованного современного танца. Постановка настолько органична другим спектаклям театра, что имеет все шансы занять лучшие позиции в репертуаре.
Концерт завершился фрагментом из балета «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» – на сцену вывозит золотую колесницу сам Борис Яковлевич. Под громкие аплодисменты он устраивает настоящий венецианский карнавал, который охватывает весь мир. Одна за другой сменяются проекции с видами городов, где уже много лет безостановочно рукоплещут петербургской труппе – «Да здравствует, Театр Бориса Эйфмана!»
Текст Ольга Угарова
Фото Евгений Матвеев