Для премьеры в Петербурге были выбраны постановки традиционных резидентов проекта: Владимира Варнавы, который дебютировал в проекте вместе с Раду Поклитару в 2016 году, аргентинца Даниэля Пройетто и художественного руководителя Пермского балета Алексея Мирошниченко. Вечер получился не о всепоглощающей безумной страсти, как сначала может показаться при взгляде на афишу с фотографией из серии «Бессоница» француза Антуана д’Агата. Проект гораздо шире – он рассказывает о жизни, взрослении, становлении, выборе и примирении (если повезет) с собой.

Вечер открывал балет «Видение розы» Владимира Варнавы, который был подготовлен в 2017 году специально для проекта «Танцы о любви». Постановка являет собой 30-минутный оммаж Михаилу Фокину и его легендарной хореографической фантазии. Для полноты постмодернистского эффекта Александр Карпов дописал музыку Вебера, нежная барышня стала современной девушкой в платье в стиле оверсайз, томный юноша – зловещим призраком в восточном облачении, а сцену наполнили лепестки роз, из которых героиня мастерила себе шоры. После вступления, где зрители знакомятся с томящейся героиней в исполнении Полины Митряшиной, на сцене среди стаи розовых фламинго появляется соблазнитель Александр Челидзе, сбивающий с ног юную деву своей фактурой и выразительностью. В версии Владимира Варнавы видения – только более осязаемые – продолжаются и после пробуждения, только покидает девушку не призрак, а мужчина из плоти и крови, делая это почти так же, как когда-то Нижинский, только прыгает он буквально через героиню, потерявшую сознание от пьянящих чувств.

Второе отделение было посвящено балету по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях» — именно его показал Раду Поклитару на московском дебюте проекта вместе с Игорем Колбом и Кристиной Шапран. На этот раз в женской партии выступила Дарья Павленко. Несмотря на сложность материала, хореограф сумел заключить всю трагедию одиноких людей в большом городе в 30 минут, сделав это легко и музыкально. Роман Гитель и Джерри начинается и заканчивается телефонными разговорами под душераздирающую композицию мексиканки Чавелы Варгас «Черная голубка», а любовные метания – под эпичного Баха. Порывистые связки сменялись романтичной пластикой, неврастеничные движения Джерри — мягкими жестами Гитель. Все говорило о драме в мегаполисе, в котором темным вечером то зажигаются, то гаснут огни.

В третьей части показали две постановки о главном символе любви на балетной сцене – о лебеде. Первым номером шла миниатюра Даниэля Пройетто на музыку Ольги Войцеховской в исполнении примы из Вены Кетеван Папавы. Образ, который создал аргентинец, не идеален в отличие от великих интерпретаций прошлого. Пусть даже у Кетеван лебедь угловатый и острый, но не менее нежный и трепетный, от чего в него и влюбляется мальчик лет десяти, пытающийся ловить каждое движение своего идола.

В заключение петербургские зрители увидели дуэт «В сторону лебедя». Балет на музыку Леонида Десятникова поставил приверженец Баланчина и Форсайта на родной земле – Алексей Мирошниченко. Глаза разбегались в разные стороны, боясь упустить нюансы исполнения артистов Олеси Новиковой и Александра Сергеева, или пианистов Полины Осетинской и Алексея Гориболя. И то, и другое стало неотъемлемой частью балета с большим вкусом и чувством меры, где открывается мужское и женское, величественное и звериное, эгоистическое и жертвенное – любовь и смерть.

 

Автор Ольга Угарова

Фотограф Юлия Сенина