Элла Перссон родилась в Стокгольме, закончила Академию им. А.Я. Вагановой и уже четыре года работает в Михайловском театре. В ее репертуаре – золотой фонд классики, включая балеты «Спартак», «Золушка» и «Жизель», она пишет стихи, рассказы, ведет дневник, а многие до сих пор ничего толком не знают об этой шведской принцессе русского балета.
Интервью: Ольга Угарова
Фотограф: Анастасия Сеникова
О первой танцевальной школе под Стокгольмом
В Швеции нет балетной культуры, поэтому я, как и многие девочки, не знала о ней и не думала ни одной секунды о том, чтобы просить маму отправить меня учиться этому виду искусства. Мы жили в пригороде Стокгольма, но в моей школе преподавала учительница, у которой была своя небольшая танцевальная студия, где я немного занималась. Именно она, когда мне исполнилось девять, порекомендовала попробовать поступить в Шведскую королевскую школу балета. Просмотр длился несколько дней. Честно говоря, мне было очень страшно, я боялась, стеснялась и надеялась, что все быстро закончится, но меня взяли.
О Шведской королевской школе балета
Когда меня приняли в эту школу, я даже не поняла, что со мной происходит. Несмотря на отсутствие острой тяги к балету, мы с моими родителями решили – надо попробовать, ведь это центр Стокгольма, а вокруг – новые люди и новые возможности. Конечно, в силу характера мне было очень страшно от этой обстановки, а на уроках – даже скучно: помню, как все время смотрела в потолок. Так было, пока я не познакомилась с педагогом, который вел у нас характерный танец и актерское мастерство. С ним мы ставили спектакли, и, попав однажды в закулисье театра, я почувствовала что-то особенное. Именно эта атмосфера, репетиции, дисциплина вместе с постоянной работой над движением пробудили во мне эмоции, которые позволили забыть о страхе и стрессе. Потом уже пришло понимание собственного тела — гибкого, легкого, — и я осознала, что балет может быть действительно интересным для меня.
О русском балете
Русский балет – уникальное искусство. К сожалению, в Шведской школе нельзя им овладеть. Это было ясно даже при просмотре на Youtube уроков петербургской или московской академии. В четырнадцать лет я нашла в Стокгольме русского педагога Ольгу со своей студией, где приходилось заниматься по вечерам после уроков, что было нелегко. Но передо мной открывались невероятные нюансы, и каждый день мой интерес к балету рос все больше. Именно после знакомства с Ольгой это искусство стало по-настоящему особенным для меня, и надо сказать, что она до сих пор остается важным человеком для меня.
О поступлении в Академию им. А.Я. Вагановой
Я мечтала о русском балете, но думала, что поехать учиться в Россию невозможно. В шестнадцать лет я поступила в штутгартскую Школу Джона Кранко, где преподают в том числе и русские педагоги. Но во время каникул мне в Facebook попалось объявление о мастер-классе Академии им. А.Я. Вагановой в Финляндии, и я, естественно, отправилась туда, чтобы познакомиться с учителями и девочками, на которых три года смотрела в Youtube. Перед поездкой мы с Ольгой репетировали вариацию из «Па-де-де» на музыку Обера, чтобы показать на этой программе, и в результате меня пригласили в Академию. Я просто не поверила своему счастью! Это был шок! Из-за долгого оформления документов один год – кстати, очень интересный – все-таки прошел в Штутгарте, а потом уже случился Петербург.
О России
Попав в Академию, мне снова стало очень страшно, хотя просто не могла осознать, что приехала в Россию учиться балету. Я сразу поняла, что практически ничего не знаю и не умею. Кроме этого, все вокруг оказалось новым: язык, атмосфера, культура, люди. К сожалению, все мои сокурсники были уже глубоко погружены в свою учебу, поэтому я так ни с кем и не подружилась в Академии. Это было тяжелое время — и физически, и эмоционально. Но все равно мне хотелось остаться работать в Петербурге и жить русским балетом. Конечно, когда Михаил Григорьевич Мессерер пригласил меня в Михайловский театр, я тут же согласилась.
О театре
Вообще мне было очень трудно уехать из Швеции, ведь я выросла в какой-то степени внутри себя и для того, чтобы жить так далеко от дома, мне было необходимо поверить в свои силы. Приехав в Россию, мне все время надо было преодолевать неуверенность, но все-таки в какой-то момент Петербург стал родным. Сейчас, приезжая в Стокгольм, я чувствую себя очень сильной. Думаю, это потому, что я выхожу на сцену: именно она меняет мой характер и дает заряд энергии. Я не конкурирую с остальными, мне важно стать лучше себя самой. Для меня самое важное – сама атмосфера театра. Перед спектаклем я практически не разговариваю с людьми, выключаю телефон, а во время антракта, сменив костюм, быстрее возвращаюсь за кулисы, чтобы не потерять настроение, вдохновение и особое состояние. Судьба привела меня в театр, где я нашла себя, и это счастье.