Последние годы стал повышаться интерес к балету, к хореографии, к личностям из балетного мира. Этому способствует популяризация балетного искусства в интернете и через соцсети, возможность увидеть балет не только в театре, но и в записи, многочисленные танцевальные шоу и проекты. Открывается бесчисленное количество школ и студий, достаточно профессиональных и не очень. А еще появилось понятие «боди-балет», когда люди после своей работы вместо фитнеса встают к станку и делают классический экзерсис. Что за бум? Мода? Веяние? На самом деле интерес к хореографии и классическому балету был всегда. И часто родители отдают детей на танцы, хотя бы для того чтобы развить осанку, гибкость, координацию, музыкальность. Сегодняшним нашим героям детские занятия балетом только помогли в дальнейшей карьере. Известнейшие актеры и поп-звезды, которые начинали с балета.
Патрик Суэйзи
Голливудская звезда с невероятной известностью, которую принесли ему фильмы «Грязные танцы» и «Привидение».
Фильм «Грязные танцы» (хотя танцы не «грязные», а потрясающие) основан целиком и полностью на хореографии. И, думаю, что у многих возникало сомнение в том, что все это исполняет актер. Особенно знаменитые поддержки почти не оставляли веры, что это не артист балета. И абсолютно верно! Мама Патрика Суэйзи была хореографом, поэтому он с детства стал заниматься танцами и в итоге окончил школы “Harkness Ballet” и “Joffrey Ballet”. Кстати, школа и труппа “Joffrey Ballet” очень высоко котируются и в современном мире.
В 1979 году он дебютировал в кино, в фильме «Скейтаун». Патрик ушел из профессионального балета из-за травмы, но стал ведущим танцовщиком престижной группы “Elliot Feld Dance Company”. Одновременно Суэйзи начал брать уроки актерского мастерства. В 1984 году снялся в фильме «Красный рассвет».
Роль в фильме «Грязные танцы» (1987) сделала Патрика Суэйзи не просто популярным актером, а возвела в ранг первой величины. Ведь затем были «Привидение» (1990) с Деми Мур и Вупи Голдберг и «На гребне волны» (1991) с Киану Ривзом.
«В Патрике было редкое сочетание грубой мужественности и удивительной тонкости. Он был прекрасным и сильным, настоящим ковбоем с нежным сердцем», – сказала актриса Дженнифер Грей, которая снималась вместе с Суэйзи в фильме «Грязные танцы». – «Он был бесстрашным и всегда настаивал на том, чтобы делать все трюки самостоятельно».
Брижит Бардо
Кто не знает Брижит Бардо? Настоящий секс-символ своей эпохи! Красивая, чувственная, женственная и грациозная. Бардо вместе с младшей сестрой Мари-Жанной с детства занималась танцами. Маленькая Брижит обладала природной пластикой и грацией и решила сосредоточиться на балетной карьере. В 1947 году Бардо сдала вступительный экзамен в Национальную академию танца в Париже. Несмотря на жесткий отбор, оказалась в числе восьми принятых на обучение и в течение трех лет занималась у русского педагога Бориса Князева.
В 1952 году Брижит Бардо впервые снялась в фильме «Настоящая Нормандия». В том же году, в 18 лет, вышла замуж за режиссера Роже Вадима (его настоящее имя Владимир Племянников), став его музой. Большой известности Бардо способствовала картина «И Бог создал женщину», режиссерский дебют Роже Вадима. Брижит сыграла главную героиню, необузданную восемнадцатилетнюю Жюльет Арди. В Европе фильм шокировал зрителей, получил массу негативных откликов и был осужден католической церковью из-за вызывающего поведения героини Брижит и сцен, в которых актриса появляется обнаженной и танцует на столе. В сравнительно консервативной Америке фильм стал сенсацией, так как прежде столь откровенные сцены не были свойственны голливудским фильмам. Огромная популярность фильма в США способствовала его повторному выпуску в Европе.
Жан-Клод Ван Дамм
Ван Дамм очень известен в нашей стране. Он снялся во множестве фильмов. Конечно, в основном жанр этих кинолент – боевик. Но в отличие от известных актеров такого амплуа Жан всегда выделялся какой-то пластичностью и красотой движения. Помимо карате, Ван Дамм владеет также еще кикбоксингом, муай тай, кунг-фу и тхэквондо, а в детстве в течение пяти лет занимался классическим балетом. Именно это и придавало всегда его телу, его движениям кошачью пластику, а не бойцовскую коренастость. Ван Дамм предпочитает классическую музыку, это тоже влияние балета, а его любимый композитор – Людвиг Ван Бетховен.
Свою первую полноценную роль Ван Дамм получил в фильме «Не отступать и не сдаваться» (1986), сыграв русского бойца Ивана Крашинского. Из-за трудности при произношении имени Жан-Клод Ван Варенберг сменил имя на Жан-Клод Ван Дамм в память об умершем друге.
Любовь Орлова
Любовь Орлова – икона стиля советского кинематографа. Дива, любимица зрителей, звезда таких фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна».
Родители хотели, чтобы дочь научилась актерскому мастерству, так как Любовь проявляла таланты с самого рождения. В гостях у семьи Орловых часто бывал Федор Шаляпин. Когда он увидел домашний спектакль с участием маленькой Любы, он сказал, что ее ожидает грандиозная актерская слава в будущем, и посоветовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Но родители, признавая ее музыкальный талант, не верили в какое-то будущее на сцене, потому что Любовь была инвалидом с детства – человеком с ограниченными возможностями из-за болезни Меньера.
С 1922 года по 1925 год Любовь Орлова училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС) и параллельно брала уроки актерского мастерства у педагога Телешовой, режиссера Художественного театра. После окончания хореографического отделения Орлова шесть лет была актрисой Музыкального театра (первоначально – Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В. И. Немировича-Данченко. Как артистка хора и кордебалета Любовь была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях ее музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но, только после того как ухудшилось ее материальное положение из-за ареста мужа, она стала искать возможность расти по карьере. В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой. В этой роли и увидел ее молодой начинающий режиссер Григорий Александров и сразу же был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью. Орлова стала его женой, он снимал ее в своих фильмах.
Становление и стремительный подъем советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьезно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Актриса профессионально пела, играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. И до глубокой старости она ежедневно делала дома экзерсис у станка, чтобы держать себя в форме.
Мадонна
Поп-звезда, певица, актриса. Но ведь Мадонна даже не столько поет, сколько умеет преподнести себя, пластично двигается, танцует. И это все не просто так.
С четырех лет Мадонна подражала танцам Ширли Темпл, но начала серьезно заниматься балетом почти в пятнадцать лет. Балетмейстер Кристофер Флинн оказывал на нее большое влияние. Он водил ученицу на классические концерты и выставки. Мадонна закончила школу экстерном в 1976 году за полгода до выпускных экзаменов и продолжила танцевальное образование в Мичиганском университете города Энн-Арбор. Выбор «несерьезной» профессии разрушил отношения будущей певицы с отцом, желавшим видеть дочь врачом или юристом. Через полтора года учебы в университете Мадонна попала на мастер-класс Американского фестиваля танца к известному нью-йоркскому хореографу Перл Ланг (ученице культового хореографа Марты Грэм) и загорелась мечтой попасть в ее труппу. Бросив университет, она переехала в Нью-Йорк, поступила в танцевальную труппу Ланг и в будущем хотела открыть свою собственную танцевальную студию. Но из-за нехватки денег для оплаты аренды жилья Мадонна стала подрабатывать в мюзиклах Бродвея и различных подтанцовках. Для нее это было понижением в жанре.
Кто знает, может быть, юная девушка с оригинальным именем так и протанцевала бы в бродвейских мюзиклах, если бы не случай. В 1979 году на кастинге в подтанцовку для мирового тура певца Патрика Эрнандеса выступление Мадонны Чикконе привлекло внимание продюсеров. Попросив танцовщицу спеть “Jingle Bells”, они отметили приятный тембр голоса. Артистку пригласили в Париж, где пообещали сделать из нее «что-то вроде танцующей Эдит Пиаф».
Мадонна окончательно оставила труппу Ланг. А дальше начались бесконечные поиски себя. Она научилась играть на ударной установке, на бас-гитаре, изучала основы композиции, создавала группы панк-рока. Весной 1981 года Мадонна познакомилась с владелицей студии звукозаписи “Gotham Records” Камиллой Барбон. Та предложила стать личным менеджером певицы. Так и началась блестящая карьера Мадонны.
«Талант? Не сказала бы. Она была самым заурядным музыкантом. Умела сочинять песни и подбирать их на гитаре. Хотя, знаете, она хорошо чувствовала поэзию. Чтение стихов помогло ей писать песни. Но самое главное – это ее личность и то, что она великолепно держалась на сцене», – вспоминала Камилла Барбон.
Людмила Савельева
Эпохальный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер долго не мог найти свою Наташу. Было очень много кинопроб известных актрис. Но Бондарчук утвердил на главную роль совсем неизвестную, молоденькую артистку кордебалета из Театра оперы и балеты им. Кирова (ныне Мариинский).
Людмила Савельева в 1962 году окончила Хореографическое училище имени Вагановой. Танцевала в кордебалете весь классический репертуар. Героиня Наташи Ростовой принесла актрисе всемирную славу. Ее стали снимать во многих фильмах: «Бег», «Чайка», «Всадник без головы», «С вечера до полудня», «Успех» и другие. Утонченная, с красивой осанкой, длинной шеей, Людмила Савельева очень ярко смотрелась на экране. А танец Наташи у дядюшки в фильме «Война и мир» не оставлял ни тени сомнения, почему режиссер выбрал никому не известную на тот момент актрису.
https://www.youtube.com/watch?v=d9oCKUMxYF4
Сара Джессика Паркер
Икона стиля, актриса, создавшая на экране образ современной, активной, стильной женщины. Но известность к ней пришла не сразу. Еще учась в школе, девочка увлеклась театром, балетом и вокальным искусством. В девять лет Сара прошла первый кастинг и получила роль в бродвейской пьесе-мюзикле «Невинные». Через год Сара сыграла одну из главных ролей в театральной постановке мюзикла «Звуки музыки». При этом она продолжала заниматься хореографией в балетной студии. Это ей позволило достаточно долго играть в хороших бродвейских мюзиклах.
Сара Джессика Паркер снималась в главных ролях в фильмах «Медовый месяц в Лас-Вегасе», «Фокус-покус», «На расстоянии удара», «Рапсодия Майами», «Если Люси упадет» и получала только положительную критику от экспертов. В этих фильмах партнерами Паркер по съемочной площадке были звезды мировой величины: Антонио Бандерас, Джонни Депп, Брюс Уиллис, Бетт Мидлер и Николас Кейдж.
Но мировая известность пришла к Саре Джессике Паркер после выхода на телеэкраны в 1998 году сериала «Секс в большом городе». Кстати, в нескольких сериях заключительного сезона партнером Сары был легендарный танцовщик Михаил Барышников.
Натали Портман
Актриса получила премию Оскар за роль балерины в фильме «Черный лебедь», вызвавшем много споров по поводу правды балетного мира. Тем не менее Портман действительно подошла на эту роль, очень долго готовилась, занималась, репетировала. Но знакомство с хореографией произошло гораздо раньше.
С четырех лет Натали занималась танцами и выступала с небольшими труппами. Но при этом Портман получила еще и прекрасное образование. В июне 2003 года Натали стала выпускницей Гарварда, получив степень бакалавра в области психологии. «Я не волнуюсь, разрушает ли колледж мою карьеру. Я лучше буду образованной, чем кинозвездой», – сказала она в интервью “New York Post”. Также она изучала иврит, английский, французский, немецкий, японский и арабский языки.
В 1994 году Натали прошла кастинг к фильму Люка Бессона «Леон», где сыграла свою первую главную роль – девочку по имени Матильда, которая дружит с наемным убийцей Леоном (Жан Рено). Вскоре после получения роли актриса в целях секретности взяла псевдоним Портман, однако в режиссерской версии фильма она упоминается в титрах как Натали Хершлаг.
В 1997 году молодая актриса сыграла главную роль в бродвейской постановке «Дневник Анны Франк», где ей пригодились танцевальные навыки. Затем она снималась во многих успешных картинах рядом с такими актерами, как Аль Пачино, Роберт де Ниро, Сьюзен Сарандон, Мерил Стрип. Играла в театральных постановках. Везде получала прекрасные отзывы критиков и номинации на престижные премии. Но при этом продолжала учиться в университете, где в 2002 году стала соавтором исследовательской работы «Активность лобной доли мозга при объектном постоянстве».
В сентябре 2010 года в прокат вышел «Черный лебедь» Даррена Аронофски. В нем Натали Портман сыграла балерину, стремление которой получить роль в спектакле «Лебединое озеро» перерастает в одержимость. Чтобы подготовиться к этой роли, ей пришлось ежедневно заниматься по пять-восемь часов в течение шести месяцев (что норма для артистов балета) и похудеть на девять килограммов. Правда, в итоге большую часть постановок на сцене исполнила Сара Лейн, прима-балерина Американского театра балета. По словам самой Лейн, Натали – изумительная актриса, но за такое короткое время решительно невозможно достигнуть того уровня профессионализма, который требовался для исполнения крайне трудных даже для опытных балерин сцен в фильме.
Столько великолепных актеров, певцов, музыкантов когда-то начинали с балета, хореографии, занятий танцами. Иногда просто для развития, а нередко они мечтали стать профессиональными артистами балета. Невозможно всех перечислить в одной статье. Но мы не могли не рассказать более подробно о творческой судьбе прекрасной Одри Хепберн. Ей будет посвящен отдельный материал. Следите за публикациями.