В этом году компания R-Class отмечает юбилей – вот уже 30 лет она производит пуанты ручной работы для артистов балета по всему миру. В пуантах R-Class танцевали Ульяна Лопаткина, Жанна Аюпова, Ирма Ниорадзе, Диана Вишнева и многие другие звезды русского балета.
Мы встретились с основателем и руководителем компании Романом Кукушкиным и спросили его о том, как все начиналось, о влиянии новых технологий на производство и насколько сегодня актуальны пуанты ручной работы.
Роман, 30 лет компании! Что вы чувствуете? Думали ли вы, когда начинали, что превратитесь в такое огромное производство?
Нет, никогда не думал об этом. Во-первых, я никогда не занимался чисто бизнесом. То, чем мы занимались в начальный период с моими друзьями и партнерами, никогда не было исключительно бизнесом. Это всегда было продолжением жизни и какого-то профессионального действа. И у нас было огромное желание, это как в спорте – выигрывает не тот, кто может и умеет, а тот, кто больше хочет. Потому что, если ты чего-то хочешь, то к тебе всегда приходят и умение, и удача.
В спорте еще важна четкая и определенная цель, нужно быть лучше других, быть первым… Это все тоже было у вас?
Да, конечно, было, потому что я никогда не играл в бескозырку. И козыри наши были в том, что все мы вышли из театральных мастерских, и мои партнеры были неплохими, если не сказать больше, мастерами в своем деле. При этом мы всегда ставили себе творческие задачи и были ориентированы прежде всего на работу с профессионалами. Поэтому и многие модели у нас делались всегда совместно с профессиональными балеринами.
Давайте немножко к истории компании вернемся. Ваша мама была известным мастером по изготовлению балетной обуви в мастерских Большого театра. Получается вы продолжили династию?
Генетика сыграла свою роль. У меня мама – один из сильнейших в России мастеров-универсалистов, универсальных мастеров по производству обуви. Она сильнейший мастер по изготовлению мягкой балетной обуви, а потом освоила практически самостоятельно и пуантостроение. Она даже ездила на Кубу по приглашению Алисии Алонсо.
Сегодня это уже практически утерянный подход, в мастерских Большого театра колодки создавались под балерин…
Вообще такого нет. Мастерские – это особенный мир, волшебный. У меня очень глубокий слепок от знакомства с мастерскими. Просто нельзя передать словами атмосферу, царившую там. Этот фантастический дух, который ощущался в воздухе. И запах! Я до сих пор туфли воспринимаю именно так, всегда чувствую их дух, понимаешь? Натуральный продукт – мешковинка, хлопок, клей, – все это создает такое ощущение теплого аромата.
У вас на фабрике сейчас тоже так пахнет.
Ну, да, остается этот дух.
А как все-таки производство стало вашей основной деятельностью в итоге?
Нет ничего случайного. Если ружье в первом акте висит, значит, во втором акте оно стреляет. До этого в моей жизни были: индустриальный университет, армия, работа на заводе ЗИЛ и в Научно-исследовательском институте технологий автомобилестроения. А потом, когда появилась семья и надо было все-таки зарабатывать деньги, мама сказала: «Приходи. Будем зарабатывать». Поэтому я и пришел. Я был первым из детей мастеров, которые начали работать в мастерских Большого театра.
Получается, они вас обучали сами, знания передавались из рук в руки?
Да, конечно, меня обучала мама. Я сидел рядом с ней, учился, работал и так дышал всей этой историей. Сложность каких-то операций понимаешь только когда начинаешь работать. Когда я начинаю себя сравнивать со своей мамой, с ее руками, я, честно говоря, не могу выиграть у нее в профессиональной дуэли, потому что она была сильнее меня в руках. Она делала больше и делала лучше.
Технология ручной сборки пуантов, о которой вы рассказываете, кто ее придумал?
Она не была придумана. Она просто существовала. Все это была почва советской мастерской Большого театра, корнями это, наверное, уходило даже еще в довоенный период времени. Кто там по крупицам создавал мастерские в 1930-х годах – эту информацию, к сожалению, сейчас достаточно сложно получить.
В итоге вы же придумали собственную технологию.
Конструкция – ничто. Технология – все. Почему? Потому что технология – это более широкий пласт информации и эстетики. Многие вещи мы изобретали сами.
Почему название R-Class?
Было понимание какой продукт мы делаем и для кого. Мы отдавались полностью производственному процессу и любили каждую пару, которую создавали. Ассоциации были у меня с балетным классом, и с классом, как синонимом превосходства – так и родилось название R-Class. Для меня это стало очень органичным решением.
Вы добились, на мой взгляд, огромных успехов в сфере производства пуантов ручной работы. Насколько сложно сегодня таким компаниям, как ваша, бороться с новыми тенденциями пластиковых туфель? Как это ударило вообще по индустрии пуантов, которые создаются вручную, ценность которых – это человеческий труд? При этом они не такие долговечные, как бездушный пластик, грубо говоря.
Все это симбиоз всего театрального мира. И если уже конкретизироваться, то в данном случае театр всегда был очень сильно связан с театральными мастерскими. И этот тандем был неразрывный.
К сожалению, я скажу, что это было не совсем естественное продолжение событий. Начиналось все с мастерских, фактически, с целенаправленного уничтожения этой культуры, замены этих структур собственными структурами, понимаешь? Как говорил Воланд: «Что нас погубило? Квартирный вопрос». Поэтому здесь деньги, извините, многих погубили. Не только творческие личности прекратили свое нормальное существование, но и целые структуры. Я так думаю, что отчасти это была все-таки спланированная акция. Был ли в этом какой-то смысл? Оптимизация процесса? Возможно. Но это можно было сохранить, ведь отчасти, мастерские – это реликвия.
Думаю, ценность еще была в том, что балерина могла иметь индивидуальную колодку с учетом специфики своей стопы. Сегодня все очень универсально, не считая, каких-то супер звезд балета.
Унифицировано, да. Должна ли умирать целая отрасль или какое-то направление в угоду изменяющейся технологии? Думаю, что нет. Весь мир старается уберегать и оберегать это.
А кто «весь мир»? На пальцах двух рук можно пересчитать hand made пуанты.
Это правда. В свое время, когда наследник известной французской компании Repetto выставил ее на продажу во Франции, не буду вдаваться в детали, было принято решение не дать такой исторической компании исчезнуть. Это история французской культуры и французского театра. И они сохранили компанию.
Сохранили, да, но надо учитывать то, что они очень сильно модернизировались и пошли как раз в угоду времени.
Да, я знаю. Тенденции и ритм жизни влияют на все. Мы в любом случае развиваемся, несмотря на все сложности, которые есть. Все приходится самим придумывать. Я не стою на месте. Все вопросы и аспекты развития компании проходят через меня – вопросы конструирования, создания фасонов колодок, моделей, изобретений. В ближайшее время я планирую предложить модели, где будет интегрирован пластиковый элемент, но только с моим прочтением: элемент будет удерживать работу носка и вскоковой части. А сам стакан будет дышащий, он позволит туфельке приспосабливаться к ноге. Конечно, он не будет иметь такой продолжительный срок работы, но в то же время носок станет устойчивым, он не будет излишне деформироваться. Мы ставим задачу более сложную, чтобы комфорт и безопасность для ноги были на должном уровне, и в то же время, чтобы надежность и долговечность тоже присутствовали.
Я надеюсь, что это все органично дополнит нашу большую коллекцию пуантов, и эти нововведения будут хорошо приняты профессионалами и любителями балета.
И завершающий вопрос. Кто она – балерина, танцующая в пуантах R-Class?
Бесстрашная, безусловно, истинно любящая свое творческое кредо… И та, которая не потеряла способность служить танцу.
Спасибо, Роман. Желаю вашей компании процветания!