Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря ученому Жоржу Демени. Он систематизировал многие физические упражнения, а также считал целесообразным использовать в движениях инвентарь, который в будущем стал основой художественной гимнастики — палки, обручи, булавы. Жорж Демени также ставил такие задачи в физическом воспитании девушек, как развитие гибкости, ловкости, плавности движения и хорошей осанки.
Также в XIX веке композитор и певец Франсуа Дельсарт после потери голоса обратился к научным исследованиям о «постановке эстетики человеческого тела», то есть выразительности на научной основе. Его простые, как сейчас кажется нам, тезисы произвели настоящую революцию среди актеров, певцов, композиторов, режиссеров.
«Ритм – форма движения. Мелодия – то, что отличает. Гармония – то, что сочетает. Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан. Лучший жест может быть тот, которого не замечают», — говорил Франсуа Дельсарт.
Сам Дельсарт не оставил никаких напечатанных трудов, но у него было много последователей, продолживших его дело. Американский драматург и режиссер С. Маккей еще в XIX веке зафиксировал и развивал дальше систему подготовки актеров по Дельсарту. В начале XX века в России выдающийся театральный деятель и Директор Императорских театров (1899-1917) Сергей Михайлович Волконский написал книгу, в которой говорил о теории Дельсарта, а также стал развивать студии выразительной гимнастики, где теорию перевел в практику.
«Франсуа Дельсарт посвятил жизнь раскрытию тех законов, которые руководят человеческим телом, когда оно выражает то или иное чувство. Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. В течение сорока лет он преподавал в Париже. Лучшие артисты его времени ходили к нему, чтобы совершенствоваться в драматическом искусстве, пластике и выразительности…» (Волконский С.М. «Художественные отклики: статьи о театре, музыке, пантомиме»).
На Курсах Ритмической Гимнастики Сергей Волконский также претворял в жизнь идеи Эмиля Жак-Далькроза — композитора и создателя новой системы музыкального воспитания, построенной на единстве музыки и движения. Далькроз наблюдал за учениками, которым он преподавал сольфеджио, и заметил, что даже самые неспособные понимали задание тогда, когда начинали двигаться с музыкой. Жак-Далькроз считал, что «движение становится искусством благодаря ритму», «…только музыка достаточно быстро и непосредственно воздействует на наши нервные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы». Новаторские находки Далькроза оказали влияние на развитие балета и музыкального театра в целом, а также во многом пересекались с актерской системой Станиславского. Особенно это касалось понимания тесной связи между переживанием и темпо-ритмом существования актера в роли. Далькроз также использовал импровизацию, заканчивая ею каждый этап обучения.
Итак, в начале XX века в России успешно развивались Курсы Ритмической Гимнастики, созданные Сергеем Волконским и основанные на идеях Франсуа Дельсарта и Эмиля Жак-Далькроза. Своеобразным итогом этих курсов было представление 6 января 1915 года в Мариинском театре, в котором силами балетной труппы театра и учеников Курсов было показано аллегорическое действие «1914», по сценарию и в постановке самого Сергея Волконского. Критика отметила такие недочеты, как отсутствие собственно танца, и того, что приемы школьного обучения были вынесены на сцену при помощи неподготовленных ритмически артистов балета. Тем самым подтвердилась необходимость обучения балетных артистов ритмике.
Уроки ритмики у самого Эмиля Жак-Далькроза брали и Анна Павлова, и Вацлав Нижинский. А Сергей Дягилев приглашал одну из лучших учениц Далькроза, Мари Рамбер, для подготовки артистов к постановке «Весны Священной» Игоря Стравинского.
Многие идеи и принципы, разработанные Франсуа Дельсартом, стали основой некоторых базовых элементов современной художественной гимнастики. А один из методов Эмиля Жак-Далькроза — «отхлопывание» ритма — до сих пор используется на тренировках. Исполнение же гимнастических движений под музыку — это воплощение еще одной концепции Далькроза: «Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в зримое звучание».
Ирина Винер-Усманова – главный тренер российской сборной и бесспорно настоящая королева художественной гимнастики в России — не раз упоминала о влиянии на становление этого вида спорта «свободного танца» Айседоры Дункан. Конечно, Дункан не имеет никакого отношения к художественной гимнастике. Но американская танцовщица пропагандировала свободу, чистоту и визуальную легкость движения, а именно это и требуется сейчас от гимнасток. Каждая спортсменка должна интерпретировать музыку, сливаться с ней и создавать индивидуальный образ на ковре. Празднование 80-летия художественной гимнастики, как и когда-то выпускной вечер Курсов Ритмической Гимнастики Волконского, проходило на исторической сцене Мариинского театра. Роль Айседоры в этот вечер исполнила чемпионка Олимпийских игр в Рио Маргарита Мамун.
Именно в России под влиянием всех вышеперечисленных факторов была открыта первая школа художественного движения.
В 1920-х гг. были созданы различные школы и студии ритмики и пластики в СССР. Важным событием стало решение о необходимости создать кафедру художественной гимнастики в Институте имени П. Ф. Лесгафта. Преподаватели института и сотрудники Ленинградского дома художественного воспитания детей (ЛДХВГ) проводили научно-исследовательскую работу и совместно разрабатывали программы. На этой основе в 1934 году была открыта Высшая школа художественного движения. Основным предметом подготовки студентов была «художественная гимнастика». Эти события и считаются официальным началом развития этого вида спорта.
Затем проводилась тщательная и кропотливая работа над составлением единой учебной программы, которая включала в себя терминологию, систему упражнений, рекомендации по музыкальному сопровождению и многое другое. Основной целью было введение художественной гимнастики в систему физической культуры СССР в качестве самостоятельного вида спорта.
В 1939 году были проведены первые соревнования по художественной гимнастике в Ленинграде, они были посвящены Международному женскому дню.
После Великой Отечественной войны произошел новый виток развития художественной гимнастики. В 1946 году Роза Варшавская защитила первую диссертацию по художественной гимнастике на тему: «Художественное движение, как часть эстетического и физического воспитания». Начали не только издаваться первые учебные пособия, но и проводиться матчевые встречи с другими странами.
Первые официальные международные соревнования состоялись в 1963 году в Будапеште и назывались Кубком Европы. С тех пор развитие художественной гимнастики было стремительным. Одни соревнования следовали за другими, все больше стран признавали этот вид спорта и создавали Федерации.
Судьбоносным для художественной гимнастики стал 1980 год, когда было принято решение о включении этого вида спорта в олимпийскую программу.
Художественная гимнастика практически сразу стала интересна не только любителям спорта, но и неподготовленному зрителю. До середины 1980-х гг. спортсменкам во время выступления аккомпанировали пианисты, и только потом, с развитием техники, стало возможным использовать фонограмму. Стиль исполнения гимнасток тоже постоянно менялся. В советское время многие упражнения для сборной СССР составляли репетиторы Большого и Мариинского театров. Сейчас же это современные хореографы. Безусловно, важно и участие самих гимнасток в выборе музыкального сопровождения и составления упражнения.
Современная художественная гимнастика – это синтез традиций и нововведений. Каждая гимнастка сегодня должна не только выполнить олимпийский девиз «Выше, быстрее, сильнее!», но и раскрыть образ на ковре. Сегодня лидеры художественной гимнастики доказывают то, что художественная гимнастика – это и спорт, и музыка, и балет, и мода…
Текст Ангелина Кривова, Вероника Варновская
Фото Олег Наумов (© Всероссийская федерация художественной гимнастики)