С 11 по 22 марта в Мариинском театре проходил XIX Международный фестиваль балета «Мариинский». Зрителям он подарил возможность увидеть постановки, давно не показывавшиеся на сцене, например, спектакль «Лунный Пьеро» Ратманского. А для артистов фестиваль стал испытанием на прочность.
Фото: Марк Олич
Казалось, что жизнь артистов в этот период не изменилась – все так же идут спектакли и репетиции, тот же плотный график. Но в привычную рутину фестиваль внес свои нюансы – иногда приятные, иногда вводящие в ступор. И эти моменты для меня стали важнее, чем целые спектакли. Но обо всем по порядку.⠀⠀
На открытии фестиваля в последнем отделении артисты исполняли Concerto DSCH (ласково называемый «Дыщом» за кулисами) под аккомпанемент Тимофея Владимирова. Первый раз мы увидели его на репетиции за два дня до премьеры. Я подумала, что это новый концертмейстер. Но в начале репетиции нам представили его как одного из талантливейших молодых пианистов, и услышав его игру, мы убедились, что это не преувеличение. Тимофей играл так, что мы заново открыли для себя Шостаковича – настолько прозрачным и кристальным было его исполнение. Даже когда кордебалетная часть заканчивалась, Тимофея никто не останавливал – репетитор жестами нам показывала притихнуть и вслушиваться. Самым забавным был момент, когда несколько артистов тихонько подошли к роялю и заглянули через крышку на клавиши, чтобы посмотреть, как быстро двигаются руки пианиста.
Нельзя не вспомнить «Баядерку» – спектакль на испытание нервов для балерин, исполняющих теней в 3-м акте. Уверенно сделать ècartée под конец дня – задача не всегда легкая. А на спектакле неожиданно начал светить один из верхних софитов, подсвечивающих солистов – и у меня пронеслось только: «Сейчас же не «Сильфида», что это такое?» Да, такие промахи случаются, но артисты должны абстрагироваться и продолжать работать.⠀⠀
Потом была «Спящая красавица», а на следующий день – два «Лебединых озера». Все это вперемешку с подготовкой к «Мастерской молодых хореографов» и 15-минутным сном в перерыве.⠀
Наверное, самым значимым событием для меня стала именно «Мастерская», в рамках которой прошла премьера спектакля «Фарфор» (хореография Александра Сергеева). Сложно описать, что я и другие артисты вынесли из этих репетиций, – это было по-настоящему захватывающее приключение. И сам факт, что совсем юных артисток, меня и Александру Хитееву, заняли в этой постановке, да еще и в дуэтах с солистами Мариинского театра – это нечто!..⠀
Признаюсь, после недели работы в таком ритме я захотела отдохнуть. Выспаться, отлежаться, заняться бездельем. Хоть немного.
К счастью, а потом, к сожалению, такая возможность появилась – сначала труппу отправили на выходные до 24 марта. А днем 23 марта пришел приказ об отмене уроков, репетиций и спектаклей до 10 апреля из-за пандемии.⠀
Так неожиданно для нас закончился фестиваль балета. Не состоялась моя премьера в «Анне Карениной» –партия не главная, но важно было «войти в спектакль». Не было закрытия фестиваля с «Симфонией До-мажор» Баланчина, которую мы репетировали накануне. Конец получился скомканным и невнятным.⠀
И сегодня, когда я пишу это, мне грустно. Потому что привычный распорядок жизни сорван, потому что беспокоюсь за профессиональное будущее, за спектакли.
Все будет хорошо, однозначно. И хотелось бы, чтобы «хорошо» наступило как можно скорее.